Воскресенье, 25.06.2017, 06:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

.

Наши Дела

Главная » Статьи » Культура » Культурные ценности

Чистова М. - Знамя мира: Из прошлого в будущее
Полный текст статьи находится в архиве, скачать который вы можете здесь

ЗНАМЯ МИРА: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Охрана произведений Культуры, уникальных плодов человеческого гения – эта задача была поставлена Н.К.Рерихом в самом начале ХХ века. «Впервые после поездки в 1903г. по старинным монастырям,- пишет он,- я сделал в обществе Архитекторов сообщение, указывая, насколько такое объединённое охранение памятников необходимо для дела Культуры».
Затем в 1915г. во время войны Н.К. делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу. Оба приняли идею с сочувствием, но военные события помешали осуществлению.
В 1929г., по возвращении из Транс-гималайской экспедиции, Рерих вновь поднимает вопрос охраны произведений Культуры. Под его руководством разрабатывается проект соответствующего Пакта.
Н.К. сумел задать могучий импульс планетарного масштаба, вылившийся в великое многообразие форм деятельности по пропаганде идеи неотложного охранения культурных ценностей человечества. В итоге, после двух международных конференций в Бельгии, в г. Брюгге, и конференции в Вашингтоне, 15 апреля 1935г. в присутствии президента Соединённых Штатов Ф.Рузвельта, в Вашингтоне представителями 20 стран Панамериканского союза и США был подписан Пакт Рериха. Этим Пактом был утверждён символ, призванный охранять сокровища Культуры так же, как Красный Крест охраняет человеческую жизнь – символ Знамени Мира. Особо нужно подчеркнуть, что Пакт остался открыт для присоединения к нему любых других государств.
Далее, уже после II Мировой войны и после ухода из жизни Н.К., в 1954г. в Гааге, на международной конференции созванной по инициативе ЮНЕСКО ООН была принята Гаагская конвенция, которую подписали 59 государств.
Во многих источниках, где речь идёт об этом документе, утверждается, что в основу его положен Пакт Рериха, что конвенция развивает идеи Пакта. Возникает вопрос: а читали ли авторы этих заявлений сами тексты обоих документов?
Проведём сравнительный анализ по самым сущностным вопросам, составляющим основу идеи охраны Культурного достояния человечества.

1. ВОПРОС ОБ ОХРАНЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОЕННОЕ И МИРНОЕ ВРЕМЯ.

Пакт требует от всех подписавших его государств охраны Культурных ценностей не только в военное, но и в мирное время. Почему Рерих на этом настаивал? Он указывал две причины.
Первая: охранять культурные сокровища от вандализма и грубости необходимо «как во времена войны, так и во время мира. Ведь мы знаем, что и во время так называемого мира очень часто вандализм свирепствует не меньше, чем во время войны. Мы так же знаем, что иногда война в духе более опасна, нежели война в поле». «…не одна война, но многие другие потрясения и конвульсии человечества почему-то особенно яро обрушиваются на памятники культуры. Можно привести безчисленное множество печальных примеров».
Вторая причина: идея защиты Культурных сокровищ должна закладываться с детства. Поздно вывешивать Знамя Мира над объектами культуры во время войны, если сознание народа, а тем самым и будущих воинов, не приучено к мысли о необходимости охраны Культурных ценностей. «Знамя Пакта…не может быть обнародовано лишь при наступлении военных действий. Народное сознание, сознание целых армий должно узнать значение этого Знака и укрепить его в своём сознании, для чего требуется известное время». «…не мгновенно укрепляется эта светлая традиция, её нужно каждодневно орошать благодатью Света. Ибо даже лучший духовный сад засыхает в темноте и безводии». «В сумерках повседневности может незаметно понижаться дух народный и постепенно опять может вползти жестокость, вульгарность и эгоизм. Духовный сад нуждается в орошении даже больше, нежели материальный». Итак, Пакт Рериха нацеливает охранять культурные сокровища всегда, будь то мирное или военное время.
Гаагская конвенция провозглашает защиту культурных ценностей только во время военных конфликтов. Но может быть на практике она всё-таки действенна? С 1954г. до сего дня в мире произошло достаточно много локальных войн и военных конфликтов, но не припоминается ни одного случая, чтобы воюющие стороны руководствовались конвенцией. Правда, начиная с бомбёжки американцами Сербии, вошло в моду извиняться, когда ракета вместо военного объекта попадает в музей или храм, дескать, мы не хотели, оно само, нечаянно получилось.
А как дела обстоят в России, правопреемнице Советского Союза, тоже подписавшего Гаагскую конвенцию? Мы поинтересовались. Оказывается в петербургской Военной Академии, готовящей будущую военную элиту страны, этот документ вообще не изучается. Более того, «забота» о развитии культурного уровня будущего офицерского состава выражена, например, в том, что на изучение такой мировоззренческой дисциплины как философия, программа Академии выделяет 12 часов, из них только половина лекционные. Судя по всему, и в других военных училищах страны ситуация не лучше.
Н.К.Рерих был прав: даже самый благой законодательный акт останется безжизненной формальной бумажкой, если идеи его не проникли в сознание людей и не стали для них руководством к действию. Вот почему юридическое продвижение Пакта он и его сотрудники по всему миру сопровождали мощной пропагандой идей Пакта.

2. ФОРМЫ ПРОПАГАНДЫ ИДЕЙ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

1) Комитеты Пакта. В период подготовки Пакта по предложению Н.К. учреждаются особые комитеты «во всех странах, представители которых уже выразили или готовы выразить симпатию этому культурному делу». Рерих пишет: «Сделайте теперь же, сейчас же, маленькие комитеты, которые составят программы наших зовов о Культуре. Каждый могущий сказать или проявить культурный жест пусть скажет, чем он готов поделиться. Пусть каждый назовёт и друзей своих, которые, каждый в своей области, могли бы напомнить о величайших культурных ценностях человечества».    
 Поскольку главная цель – это широкое проникновение идеи охраны Культурных ценностей в сознание масс, то и задачи комитетов Н.К. формулирует соответственно: «…не только давать лекции, концерты, выставки во имя Культуры, но и посылать наших представителей, славных вестников добра и знания, по школам, просветительным обществам, по фабрикам, хижинам и тюрьмам, где бы они могли в прекрасных, просвещённых выражениях ознакомлять с высшими ценностями человечества. Поэты, художники, музыканты, учёные по поручению комитета могут являться желанными гостями на многообразных трапезах духа человеческого».
Итак, дела комитетов очень многообразны.
•    Устройство лекций, концертов, выставок.
•    Публикации разъясняющих и призывающих статей.
•    Устройство в школах Дней Культуры и загородных детских праздников, на которых выясняется значение культурных сокровищ.
•    Способствование тому, «чтобы Знамя, предлагаемое Пактом, выходило в жизнь как в государственных, так и в частных масштабах.» Устройство процессий и всяких манифестаций Знамени.
 «…кроме местных комитетов,- пишет Рерих,- Вашингтонская конвенция установила Постоянный Комитет Пакта. Этим наименованием уже было предопределено несменное, постоянное существование такого комитета. Этот комитет является хранителем традиций, выявленных и утверждённых Вашингтонской конвенцией. Комитет был поставлен, в силу единогласного постановления конвенции, как верный страж, как священный дозор по охране Культурных ценностей.
Можно предполагать, что Комитет будет постоянно расти и обновляться, приобщая новых сотрудников, выдающихся деятелей искусства и науки. Комитеты и учреждения в разных странах являются верными сотрудниками Постоянного Комитета.»
Деятельность комитетов должна развиваться и после ратификации Пакта. «Чем дальше, тем больше должно требоваться в деле охраны Культурных сокровищ общественное и частное начало».
2) Фонд Знамени Мира. В условиях жесточайшего мирового экономического кризиса Фонд, основанный в 1931г. и существовавший на добровольные  пожертвования, платил гонорары лекторам, поэтам и артистам. Первое вложение в Фонд сделал сам Н.К. в размере 3000 франков. К денежному вопросу в деле пропаганды идей Пакта Рерих относился так: «…вестники наши должны быть оплачены, и в этом нет ничего неприемлемого».
 «…жестоко было бы опять требовать, чтобы кто-то, не имеющий своих средств, должен был тратить последнее на расходы по выявлениям Знания и Красоты».
 «Было бы трудно требовать платы от слушателей, ибо слово или звук Света не могут быть куплены. Но всемирный фонд, в который каждый принесёт свою добровольную лепту, будет знаком того, что человечество уже созрело нести Знамя Культуры».
Кроме того, в задачи фонда входила и издательская деятельность. Это выпуск Ежегодника, посвящённого Знамени Мира и журнала, посвящённого каталогизации сокровищ человечества.
3) Каталогизация всех ценностей Культуры планеты. «Мы должны сознаться,- пишет Н.К.,- что наши драгоценные исключительные сокровища искусства и науки даже не вполне каталогированы. Если Знамя Мира даст толчок хотя бы к этой манифестации, то уже одно это будет колоссальным достижением».
Пакт «зовёт к осознанию и к каталогированию религиозных, художественных и научных ценностей и к поднятию культурного взаимоуважения».
«Это совсем не трудно и в некоторых странах уже почти завершено, но всё же остаётся много пробелов и каждое завоевание мирового сознания должно быть приветствовано».
4) Музеи. В 30-е гг. создаются музеи Н.К.Рериха и их отделы в разных странах, которые тоже включаются в активную работу по пропаганде идеи защиты Культурного достояния человечества, идеи Знамени Мира. В Америке средоточием этой деятельности становится Музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Затем начинают открываться его отделы в Южной Африке, в Аллахабаде, в Пекине и др. Местными отделами публикуются книги и брошюры, производится «ряд научных работ, как в Гималайском Институте, так и в других отделах»,- пишет Н.К. в 1934г.
В городах Брюгге и Риге были созданы не отделы, а самостоятельные музеи. Причём в Брюгге специально для Музея Пакта дом был пожертвован городскими властями.
В Париже, где музея не было, дом был приобретён для работы Центра.
5) Всемирный День Культуры. Н.К. видел его так: «…во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни».
«…вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».
Рерих предупреждает об опасности формализма, когда на Днях Культуры «будет внешне повторяться это слово, но никаких действенных последствий не будет происходить». Его же собственная мысль не знает никаких ограничительных рамок. От Дней Культуры она досягает до эры Культуры. Сначала Н.К. выражает пожелание, «чтобы эти дни сделались бы и повседневными часами и минутами, в течение которых будут жить и применяться основы Культуры», а затем провидит картину прекрасного будущего: «Это не будут случайные часы или дни Культуры, это будет вообще время, эра Культуры. В стремлении к этой эре соберём наши лучшие мысли, лучшие слова, лучшие жертвы и лучшее дружелюбие».
6) Работа с общественностью. Н.К. подчёркивал, что «Кроме правительственных распоряжений, именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение».
«Пусть каждый сотрудник в культурном деле припомнит все свои связи и возможности, чтобы посильно укрепить общественное мнение».
«Сколько бы новых общественных ячеек ни открылось,- пишет Рерих,- сколько бы новых сильных волонтёров ни пришло, деятельность настолько необъятно широка, что каждый сотрудник будет принят с радостью и дружелюбием. Если области работы по охране так разнообразны и широки, то, конечно, потребуется участие и самых разнообразных общественных элементов.
Глубоко должно проникать сознание охранения Культурных ценностей в народную толщу. Оно должно делаться неотъемлемым предметом во всех школах, и школьные преподаватели должны быть истинными друзьями такой просветительной всенародной заботы».
Успех общественной деятельности заключается, прежде всего, в отношениях, в дружеских связях, в единении на общих идеях. «Всем друзьям Культуры нужно действенно сообщаться, не нужно надеяться на то, что где-то что-то само собою сделается. Нужно прилагать все усилия к тому, чтобы это делалось неотложно, а для этого друзья истинной Культуры должны знакомиться друг с другом. Должны объединяться в кружки и малые и большие, но одинаково светло горящие».
Рерих призывает к созданию безконечной цепи, «когда каждый, приобщившийся к благой идее, берёт на себя приобщить к ней хотя бы семерых друзей своих, и таким образом это моление о Культуре и Мире в быстро нарастающей прогрессии безудержно входит в жизнь». Сегодня мы видим, как цепко ухватились за этот метод сетевики во имя выгоды, но во имя общего блага он не используется, хотя потенциал в себе таит силы несокрушимой. «Нужно не столько ещё один закон,- утверждает Рерих,- сколько ещё одно повелительное желание, одна народная воля всемирно охранить светочи человечества». И свою лепту тут может внести каждый. «Для дела, полезного Миру и Культуре, вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал».
Н.К. призывает бережно отнестись и к тому, что уже сделано сотрудниками. Он предлагает собрать труды друзей:
•    лекции Лемариеса;
•    курс барона де Тюн в Военной Школе;
•    лекции д-ра Г.Шклявера в старейшем Университете Испании в Саламанке;
•    труды г. Коэна, представителя Чили, которые способствовали единогласному постановлению конференции в Монтевидео и др.
«Нужно собрать все материалы, чтобы все дружеские лики выявились и запечатлелись».
7) Работа с прессой. Цель этой работы та же самая: питать общественное мнение. В ходе подготовки Пакта множество разнообразных публикаций сопровождали этот процесс в газетах и журналах Америки, Европы, Индии и Китая. Так, например, в 1934г. Рерих пишет: «Сегодня получили известие о ратификации Пакта Гватемалою. Каждое такое сведение я сообщаю в местную прессу, и таким образом получается целая вереница полезных ободряющих напоминаний. Конечно, и в Нагаре, и в Америке делается то же самое, наверное, и  Вы сообщаете в соответственную французскую и русскую прессу эти краткие фактические вести».
 Десятки солидных изданий посвящали Пакту отделы, и даже целые номера. И опять Н.К. подчёркивает значение личных дружеских связей так важных для успешной работы с прессой. «Невозможно приходить как постороннее лицо в редакцию, непременно нужно иметь при себе одного из влиятельных сотрудников этого издания»,- утверждает он, исходя из опыта. И ещё: «Необходимо иметь друзей не репортёров, но выдающихся писателей, которые, будучи на постоянной службе прессы, могут помещать интересные для публики сведения…».
Однако, в работе с прессой Н.К. щепетильно остерегал сотрудников от шагов, которые могут навлечь клевету врагов. «В самом начале,- сообщает он,- один из друзей моих предложил мне иметь особого агента для прессы. Но по обычаю моему я резко отклонил это предложение, чтобы ни в какой истории не остался бы хотя бы косвенный намёк на оплаченную рекламу».
Кроме внешней прессы при всех крупных Рериховских центрах – в Нью-Йорке, в Париже, в Риге – создавались свои издательства. От нью-йоркского отпочковалось издательство «Алатас» Г.Д.Гребенщикова. Издательства эти выпускали книги, в том числе и о Пакте.
8) Работа с официальными представителями государств. Особенно широко эта работа проводилась нью-йоркской группой. Опять же через установление добрых отношений с консулами Чехословакии, Германии, Югославии, Японии, Франции, Китая, Латвии и дипломатического единения консулов Южной Америки до правительств этих стран доводились идеи Пакта.
В 1933г. состоялась поездка Нью-йоркской делегации в Вашингтон. «Они были немедленно и очень сердечно приняты в 54 Посольствах и Миссиях самими послами, которые выразили полные симпатии Пакту, Знамени и грядущей Конвенции, обещая принять участие и немедленно снестись со своими правительствами,- сообщает Н.К., отмечая,- Забавнее всего то, что из 54 посольств лишь Бельгийское ничего не знало о Пакте».        
9) Работа с церковью. Начало проникновению идей Пакта в церковные круги было положено освящением Знамени Мира в соборе Святой Крови. «Это освящение и молитва,- по словам Рериха,- положили начало всем прочим мыслям религиозным, так близким истинно культурным идеям человечества. Радуюсь, что все три наши митрополита благословили эту идею, которая и во всех прочих церквах встречает такое же благостное отношение. Не удивляюсь этому, ибо сейчас разрушительство почему-то особенно яростно направлено на храм».
В 1932г. служба и в Православных и в Епископальных и прочих Христианских Церквах была посвящена Знамени Мира. «Это обстоятельство так отвечает нашим настроениям,- радуется Н.К.,- и внесёт идею Пакта в новые круги церковных конгрегаций, которых иначе эта идея, может быть, и не скоро бы достигла». Рерих подчёркивает глубокое действенное значение молитвы.
10) Подключение городов к идее охраны Культуры. На обеих конференциях в Брюгге горячо обсуждалась идея создания городов-музеев, из которых предлагалось вынести всю военную индустрию, вывести войска и признать эти исторические города неприкосновенными. Предполагалось, что города эти под Знаменем Мира будут объединены в Лигу городов. Однако, идею, с таким энтузиазмом поддержанную общественностью, даже и не пытались рассмотреть на государственном уровне. По словам Н.К. «Многие учреждения и группы выдающихся деятелей сочувствовали и прекрасно высказались, но государственные аппараты молчали.
Онемели! Точно бы это до Европы и не касалось. А ведь конференции в Бельгии были за 10 лет до Второй мировой».
И ещё одно наблюдение Рериха 1940г. связанное с нереализованной идеей городов-музеев: «Случилось почему-то, что Берлин и Лондон холодно отнеслись ко всем этим суждениям. Сейчас с удивлением можно видеть, что именно эти два центра перебрасываются разрушительными снарядами».
11) Восточный Институт. Идея создания такого института в Париже возникла в 1930г. Н.К. считал это дело неотложным, он прямо пишет барону М.А.Таубе – историку и сотруднику в продвижении Пакта: «…если я указываю на что-то так определённо, это значит, имею к тому достаточно оснований». «Важно хотя бы в очень краткой сессии приступить к делу». Институт предполагал ознакомление с историей и культурой Востока через лекционные курсы различных востоковедов.
12) Конференции. После того, как в 1929г. был обнародован Пакт Мира, в 1931г. учреждается Международный Союз Пакта Рериха «с центральным местопребыванием в г. Брюгге, где в середине сентября 1931г. заседал созванный им мировой конгресс». На этой конференции обсуждался план пропаганды идей Пакта во всём мире. Н.К. рассматривал конференцию в Брюгге как начало Лиги Культуры. По его мысли «эта Лига укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать».
В августе 1932г. в Брюгге состоялась вторая конференция Пакта Рериха, вынесшая постановление о создании в Брюгге фонда им. Рериха для проведения в жизнь идей Пакта.
В ноябре 1933г. Международная конференция Пакта Рериха была созвана в Вашингтоне. В ней участвовали представители 36 государств. Конференция рекомендовала правительствам всех стран подписать Пакт.
В том же году прошла 7-ая конференция Панамериканского союза в Монтевидео, которая была посвящена не только Пакту, этот вопрос значился одним из ряда вопросов повестки дня. Однако историческое значение этой конференции состоит в том, что она единогласно приняла резолюцию о принятии Пакта Рериха.
 
Подписание Пакта15 апреля 1935г. в Вашингтоне Соединёнными Штатами и 20 государствами Латинской Америки в присутствии президента США Ф.Рузвельта стало кульминацией той титанической деятельности планетарного охвата, вдохновителем, организатором и координатором которой был Н.К.Рерих.
Но не забудем, что мы проводим сравнительный анализ. Какая же соответственная деятельность сопровождала принятие в 1954г. Гаагской конвенции? У нас нет таких фактов. Впрочем, может быть дело в том, что ООН, предлагая конвенцию, а 59 государств, подписывая её, шли уже по проторённой дороге и только глубже развили идеи Пакта и учреждённого им Знамени Мира? Посмотрим, так ли это. ...

Полный текст статьи находится в архиве, скачать который вы можете здесь
Категория: Культурные ценности | Добавил: chorvat (23.01.2012)
Просмотров: 2026 | Комментарии: 1 | Теги: мир, музеи, судьба, пакт, военное и мирное время, война темных, гаагская конференция, Культура | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
RSS

Форма входа

Категории раздела

Выставки [1]
Имена [0]
Искусство [0]
История культуры [0]
Книги [0]
Концерты [0]
Культурные ценности [1]
Культурная жизнь [2]
Мистика [0]
Музеи [0]
Обычаи [0]
Памятники [0]
Письменность [0]
Развлечения [0]
Религия [0]
Реликвии [0]
Творчество [2]
Уличная культура [0]
Учреждения культуры [0]
Фольклор [0]
Эстетика [0]
Этикет [0]
Языки [0]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0